Международная матрица оценки финансирования здравоохранения: 19 желаемых составляющих эффективной системы

Матрица оценки прогресса в области финансирования здравоохранения — инструмент для оценки системы финансирования здравоохранения на основе наличия желаемых аттрибутов системы, наличие которых имеет обоснованный эффект по повышению всеобщего охвата услугами здравоохранения. Матрица оценки разработана в результате двухлетней коллективной работы глобальной группы Всемирной организации здравоохранения.

composition of calculator with paper money and notebook with pen

19 желаемых аттрибутов систем финансирования здравоохранения

19 желаемых аттрибутов финансирования здравоохранения основаны на комбинации теории и эмпирических доказательств, собранных за многие годы. В скобках указаны дополнительные пояснения, которые отсутствуют в оригинальном списке. Аттрибуты охватывают 7 функциональных направлений финансирования медицинских услуг:

Направление-1. Политика, процессы, и система управления финансированием здравоохранения

  1. Инструменты политики финансирования здравоохранения руководствуются целями ВОУЗ, ориентированы на систему в целом, определяют приоритетность и последовательность
    стратегий как для индивидуальных, так и для популяционных (общественных) услуг.
  2. Существует прозрачная финансовая и не финансовая отчетность и подотчетность в отношении государственных расходов на здравоохранение.
  3. Международная доказательная база и общесистемные данные и оценки активно применяются в ходе реализации и для корректировок политики.

Направление-2. Изыскание и сбор финансовых средств

  1. Расходы на здравоохранение финансируются в основном за счет государственных/обязательных источников финансирования.
  2. Уровень государственного (и внешнего) финансирования предсказуем на протяжении нескольких лет.
  3. Поток государственных (и внешних) средств стабилен, исполнение бюджета находится на высоком уровне.
  4. Внедрены фискальные меры, создающие стимулы для более здорового поведения отдельных граждан и компаний.

Направление-3. Аккумулирование доходов

  1. Структура и механизмы аккумулирования в системе здравоохранения повышают возможность перераспределять имеющиеся предоплаченные средства.
  2. Система здравоохранения и функции финансирования интегрированы или координируются по схемам и программам.

Направление-4. Стратегические закупки и оплата поставщиков

  1. Выделение ресурсов поставщикам отражает потребности населения в услугах здравоохранения, эффективность деятельности поставщиков, или комбинацию этих факторов.
  2. Система и инструменты закупок ориентированы на поддержку задач в области предоставления услуг.
  3. Система и инструменты закупок включают механизмы обеспечения бюджетного контроля.

Направление-5. Государственные гарантии и условия доступа

  1. Население ясно понимает права на получение гарантированных услуг и обязательств.
  2. В рамках единой системы для всего населения реализован пакет приоритетных гарантированных услуг здравоохранения.
  3. До своего принятия, изменения в пакете гарантированных услуг подлежат анализу выгодности затрат и влияния на бюджет.
  4. Предусмотренные гарантии соответствуют имеющимся ресурсам, услугам здравоохранения и механизмам распределения средств между поставщиками.
  5. Дизайн пакета гарантированных услуг здравоохранения включает ясные предельные значения официальных платежей, осуществляемых потребителями, и защищает доступ для уязвимых групп населения.

Направление-6. Управление государственными финансами

  1. Формирование бюджета здравоохранения и его структура поддерживают гибкое расходование средств и согласуются с приоритетами сектора.
  2. Поставщики могут получать доходы напрямую, гибко ими управлять, и отчитываться о расходах и результатах.

Направление-7. Функции и программы общественного здравоохранения

  1. Инструменты политики финансирования здравоохранения руководствуются целями ВОУЗ, ориентированы на систему в целом, определяют приоритетность и последовательность стратегий.
  2. Структура и механизмы аккумулирования в системе здравоохранения повышают возможность перераспределять имеющиеся предоплаченные средства.
  3. Система здравоохранения и функции финансирования интегрированы или координируются по схемам и программам.
  4. Система и инструменты закупок ориентированы на поддержку задач в области предоставления услуг.
  5. Формирование бюджета здравоохранения и его структура поддерживают гибкое расходование средств и согласованы с приоритетами сектора.

*-некоторые аттрибуты относятся к более чем одному направлению.

Проведение оценки с использованием матрицы имеет выраженную этапность — на первом описываются схемы финансирования, на втором проводиться оценка по вышеперечисленным желаемым аттрибутам.

Источник: Jowett M, Kutzin J, Kwon S, Hsu J, Sallaku J, Solano JG. Оценка систем финансирования здравоохранения стран: матрица оценки прогресса в области финансирования здравоохранения [Assessing country health financing systems: the health financing progress matrix]. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2021 г. (Руководство в области финансирования здравоохранения no. 8/ Health financing guidance, no. 8). Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.

Материалы публикуются без каких-либо прямых или косвенных гарантий. Ответственность за интерпретацию и использование материалов несет пользователь. Сайт не несет никакой ответственности за ущерб, связанный с использованием материалов.