Подотчетность и ответственность являются ключевыми элементами в любой управляемой системе, и система финансирования здравоохранения не исключение. Они необходимы для обеспечения целостного видения и стратегии всего сектора, а также для обеспечения эффективного выполнения обязанностей ведомствами, ответственными за реализацию схем и программ финансирования здравоохранения.
Ответственность и многоуровневость
Подотчетность в системе здравоохранения не ограничивается каким-либо одним ведомством, но поддерживается широким спектром органов, агентств и институтов. Это может включать национальные координационные комитеты по здравоохранению, наблюдательные советы агентств социального медицинского страхования, общие высшие советы по медицинскому страхованию, Минфин, парламентские комитеты, сам парламент, различные формы общественных комитетов, а также мониторинг со стороны групп гражданского общества и средств массовой информации. Вероятно, что Минздрав будет играть надзорную роль в отношении определенных схем или программ.
Институциональная система и подотчетность
Этот вопрос охватывает институциональную систему и процессы, руководящие системой финансирования здравоохранения, включая обеспечение подотчетности отдельных программ и обеспечение целостности на системном уровне, то есть по всем программам финансирования здравоохранения.
Когда надзор за отдельными схемами неэффективен, возможны проблемы в области эффективности. Примером может служить ситуация, когда распределение ролей и обязанностей между схемами неясно, что приводит к неэффективному использованию ресурсов и несоответствию реализации стратегическим задачам. Другой пример — это когда задачи программы недостаточно хорошо согласуются друг с другом, что приводит к неопределенности в отношении ролей и обязанностей. В результате между схемами может наблюдаться дублирование прав на получение льгот и гарантий, или поставщики могут получать оплату за одну и ту же услугу более одного раза.
Сложности и проблемы разделения ролей
Специфические проблемы могут возникнуть в странах с полуавтономным закупающим агентством, когда возникает неясность в отношении разделения ролей внутри министерства здравоохранения. Это особенно актуально, когда закупающее агентство подчиняется другому министерству, например, министерству труда или социальных дел. Несмотря на то, что их основная функция — реализация политики, закупающие агентства могут принимать более активное участие в разработке политики.
В конечном итоге, подотчетность и ответственность в системе финансирования здравоохранения играют важную роль в обеспечении эффективного и прозрачного использования ресурсов, а также в выполнении стратегических задач сектора. Широкий спектр участников, участвующих в этом процессе, подчеркивает значимость межсекторального и междисциплинарного подхода к этому вопросу.