Матрица оценки прогресса в области финансирования здравоохранения — инструмент для оценки системы финансирования здравоохранения на основе наличия желаемых аттрибутов системы, наличие которых имеет обоснованный эффект по повышению всеобщего охвата услугами здравоохранения. Матрица оценки разработана в результате двухлетней коллективной работы глобальной группы Всемирной организации здравоохранения.
19 желаемых аттрибутов систем финансирования здравоохранения
19 желаемых аттрибутов финансирования здравоохранения основаны на комбинации теории и эмпирических доказательств, собранных за многие годы. В скобках указаны дополнительные пояснения, которые отсутствуют в оригинальном списке. Аттрибуты охватывают 7 функциональных направлений финансирования медицинских услуг:
Направление-1. Политика, процессы, и система управления финансированием здравоохранения
- Инструменты политики финансирования здравоохранения руководствуются целями ВОУЗ, ориентированы на систему в целом, определяют приоритетность и последовательность
стратегий как для индивидуальных, так и для популяционных (общественных) услуг. - Существует прозрачная финансовая и не финансовая отчетность и подотчетность в отношении государственных расходов на здравоохранение.
- Международная доказательная база и общесистемные данные и оценки активно применяются в ходе реализации и для корректировок политики.
Направление-2. Изыскание и сбор финансовых средств
- Расходы на здравоохранение финансируются в основном за счет государственных/обязательных источников финансирования.
- Уровень государственного (и внешнего) финансирования предсказуем на протяжении нескольких лет.
- Поток государственных (и внешних) средств стабилен, исполнение бюджета находится на высоком уровне.
- Внедрены фискальные меры, создающие стимулы для более здорового поведения отдельных граждан и компаний.
Направление-3. Аккумулирование доходов
- Структура и механизмы аккумулирования в системе здравоохранения повышают возможность перераспределять имеющиеся предоплаченные средства.
- Система здравоохранения и функции финансирования интегрированы или координируются по схемам и программам.
Направление-4. Стратегические закупки и оплата поставщиков
- Выделение ресурсов поставщикам отражает потребности населения в услугах здравоохранения, эффективность деятельности поставщиков, или комбинацию этих факторов.
- Система и инструменты закупок ориентированы на поддержку задач в области предоставления услуг.
- Система и инструменты закупок включают механизмы обеспечения бюджетного контроля.
Направление-5. Государственные гарантии и условия доступа
- Население ясно понимает права на получение гарантированных услуг и обязательств.
- В рамках единой системы для всего населения реализован пакет приоритетных гарантированных услуг здравоохранения.
- До своего принятия, изменения в пакете гарантированных услуг подлежат анализу выгодности затрат и влияния на бюджет.
- Предусмотренные гарантии соответствуют имеющимся ресурсам, услугам здравоохранения и механизмам распределения средств между поставщиками.
- Дизайн пакета гарантированных услуг здравоохранения включает ясные предельные значения официальных платежей, осуществляемых потребителями, и защищает доступ для уязвимых групп населения.
Направление-6. Управление государственными финансами
- Формирование бюджета здравоохранения и его структура поддерживают гибкое расходование средств и согласуются с приоритетами сектора.
- Поставщики могут получать доходы напрямую, гибко ими управлять, и отчитываться о расходах и результатах.
Направление-7. Функции и программы общественного здравоохранения
- Инструменты политики финансирования здравоохранения руководствуются целями ВОУЗ, ориентированы на систему в целом, определяют приоритетность и последовательность стратегий.
- Структура и механизмы аккумулирования в системе здравоохранения повышают возможность перераспределять имеющиеся предоплаченные средства.
- Система здравоохранения и функции финансирования интегрированы или координируются по схемам и программам.
- Система и инструменты закупок ориентированы на поддержку задач в области предоставления услуг.
- Формирование бюджета здравоохранения и его структура поддерживают гибкое расходование средств и согласованы с приоритетами сектора.
*-некоторые аттрибуты относятся к более чем одному направлению.
Проведение оценки с использованием матрицы имеет выраженную этапность — на первом описываются схемы финансирования, на втором проводиться оценка по вышеперечисленным желаемым аттрибутам.
Источник: Jowett M, Kutzin J, Kwon S, Hsu J, Sallaku J, Solano JG. Оценка систем финансирования здравоохранения стран: матрица оценки прогресса в области финансирования здравоохранения [Assessing country health financing systems: the health financing progress matrix]. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2021 г. (Руководство в области финансирования здравоохранения no. 8/ Health financing guidance, no. 8). Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
Материалы публикуются без каких-либо прямых или косвенных гарантий. Ответственность за интерпретацию и использование материалов несет пользователь. Сайт не несет никакой ответственности за ущерб, связанный с использованием материалов.