История здравоохранения Казахстана

Хирургический блок

Полная история здравоохранения Казахстана с 1990 года до наших дней.

История здравоохранения Казахстана: Выживание в период экономического спада (1990-1999)

В начале 1990-х годов население Казахстана столкнулось с ухудшением предоставления медицинских услуг из-за серьезного экономического спада и сопутствующего сокращения государственного социального обеспечения. Правительство Казахстана внедрило одну из наиболее радикальных реформ в сфере социального обеспечения среди бывших советских республик, с глубокими сокращениями государственных расходов и радикальной либерализацией. Расходы государства на здравоохранение значительно сократились как в реальном выражении, так и в процентном отношении к ВВП. Закрытие ряда медицинских учреждений и недостаток квалифицированных медицинских кадров привели к ограниченному доступу населения к необходимым услугам, особенно в сельских районах.

В январе 1996 года, после легализации частных медицинских услуг и взимания платы за пользование, была создана обязательная национальная система обязательного медицинского страхования. Работодателям требовалось удерживать 3% от заработной платы сотрудников на медицинское страхование, в то время как самозанятые должны были платить самостоятельно. Местные правительства были ответственны за выплату взносов для социально уязвимых групп. Однако эта схема не сработала из-за значительного нехватки доходов, и национальное правительство вынуждено было вновь включить финансирование здравоохранения в центральный бюджет в 1999 году.

Последствия недофинансирования сектора здравоохранения нашли свое отражение в статистических данных. Ухудшение количества и качества медицинских услуг, вместе с другими факторами, такими как увеличение количества самоубийств и рост зависимости от алкоголя, несомненно, способствовали резкому снижению средней продолжительности жизни в стране, которая снизилась с 62.6 лет для мужчин и 72.4 лет для женщин в 1991 году до 58.0 и 69.4 лет соответственно в 1995 году. Эти показатели вернулись к уровню 1991 года только в 2009 году.

В этом непростом периоде казахстанское здравоохранение столкнулось с серьезными вызовами, однако страна смогла выжить благодаря внедрению новых механизмов финансирования и постепенному восстановлению государственной поддержки системы здравоохранения.

История здравоохранения Казахстана: Часть 2: Первые шаги восстановления системы на фоне нефтяного финансирования (2000-2010)

С начала 2000-х годов быстрый экономический рост и обилие нефтяных доходов позволили правительству увеличить расходы на общественное здравоохранение. В то же время государство начало искать возможности диверсификации источников финансирования здравоохранения, а также ограничить процент национального бюджета, выделяемого на медицинские услуги.

Конституция Казахстана (статья 29.2) устанавливает, что граждане имеют право на бесплатные медицинские услуги, регулируемые законом. В ноябре 2004 года указом Министерства здравоохранения были установлены правила предоставления государственного гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), а также установлены ограничения на объемы этих бесплатных услуг.

Этот пакет регулярно пересматривается, в среднем каждые два-четыре года и в настоящее время включает экстренную помощь, амбулаторную и стационарную помощь при социально значимых заболеваниях (например, злокачественные новообразования, диабет, инфаркт миокарда, ревматизм, туберкулез, вирусные гепатиты B и C и заболевания, вызванные ВИЧ, Ковид), заболевания, представляющие опасность для окружающих, и профилактические прививки. Фармацевтические препараты также предоставлялись в рамках государственного гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, либо бесплатно, либо по льготной цене, в зависимости от заболевания и группы населения. Например, дети, подростки и женщины репродуктивного возраста имели право на бесплатные амбулаторные лекарства.

Платежи за услуги или фармацевтические препараты, включенные в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, являются незаконными, но часто пациенты несут расходы на них. Фармацевтические препараты для стационарного лечения должны оплачиваться больницей, но если их не предоставляют, пациентам остается мало выбора, кроме как покупать их за свой счет.

Расходы на здравоохранение в периоды спада и развития:
ГодРасходы на здравоохранение на душу населения, PPP*Расходы на здравоохранение, государственные (% от общих расходов на здравоохранение)Расходы на здравоохранение, государственные (% от государственных расходов)Расходы на здравоохранение, государственные (% от ВВП)Расходы на здравоохранение, частные (% от ВВП)Доля расходов на здравоохранение из кармана (% от общих расходов на здравоохранение)Доля расходов на здравоохранение из кармана (% от частных расходов на здравоохранение)
1995270,164,011,53,01,735,598,6
2000318,551,09,22,12,048,598,9
2005554,862,09,32,51,537,598,6
2010849,557,211,42,51,942,398,9
20141068,154,410,92,42,045,198,9

В целом, 2000-2010 годы характеризовались стремлением к совершенствованию системы здравоохранения, восстановлению инфраструктуры, медицинского персонала. Информированность граждан о доступных бесплатных услугах и препаратах однако оставляла желать лучшего.

История здравоохранения Казахстана: Часть 3: Реформирование управления здравоохранением и внедрение социального медстрахования (2010-2023)

История здравоохранения Казахстана в период с 2010 по 2023 год ознаменована серией реформ, направленных на улучшение системы управления и внедрение социального медстрахования. Одним из ключевых событий этого периода стало введение Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ) в январе 2010 года. Эта система призвана стимулировать конкуренцию среди медицинских учреждений, предоставляя пациентам возможность выбора медицинских услуг.

С начала 2010 года частные больницы и клиники также получили право предоставлять услуги, включенные в государственный гарантированный пакет услуг. Это привело к увеличению доли услуг, предоставляемых частными учреждениями в рамках государственного пакета, с 0% в 2009 году до 27,4% в 2014 году.

Реформы в области медицинского страхования продолжаются. В марте 2016 года в Республике Казахстан была вновь введена обязательная система социального медицинского страхования для всех граждан и резидентов. В соответствии с новой системой большинство медицинских услуг (поликлиническое и стационарное лечение, хирургия, рецептурные лекарства и т. д.) покрываются медицинским страхованием, в то время как определенные услуги (скорая помощь, вакцинация и т. д.) продолжают финансироваться государством.

Работодатели и работники обязаны вносить в новый фонд здравоохранения взносы в размере 3% и 2% от заработной платы работника соответственно. Для самозанятых работников размер страхового взноса установлен на уровне 5% от их дохода. Социально уязвимым группам населения, включая детей до 18 лет, студентов, инвалидов, пенсионеров, безработных и лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, взносы не требуются.

Тем не менее, введение новой системы увеличивает финансовое бремя на работодателей и их сотрудников. Одной из основных проблем программы является то, что самозанятые лица с нестабильным или низким доходом могут испытывать трудности с регулярным уплатой взносов в размере 5% от своего дохода в фонд здравоохранения.

Другой проблемой является общее недоверие к государственной системе социального обеспечения, что может привести к негативному отношению к фонду медицинского страхования и низкому охвату населения медицинским страхованием.

Поскольку добровольное медицинское страхование все еще недостаточно развито в Казахстане, 99% частных затрат на здравоохранение являются прямыми платежами домашних хозяйств. Согласно Всемирной организации здравоохранения, за последние два десятилетия доля расходов на здравоохранение, оплачиваемых из кармана, колебалась от 35 до 49 процентов от общей суммы, что подчеркивает необходимость дальнейших усилий в направлении развития системы социального медицинского страхования в стране.

Нерешенные проблемы в здравоохранительной системе Казахстана

Здравоохранительная система Казахстана, несмотря на некоторые значительные успехи, сталкивается с несколькими нерешенными проблемами, которые замедляют достижение полного охвата населения и обеспечение высокого уровня медицинской защиты. Взглянем на некоторые из ключевых вызовов, о которых следует помнить:

Снижение уровня охвата:
После достижения впечатляющего уровня охвата в 85% в первый год существования в 2020 году, охват Социальным медицинским страхованием снизился до 82% в 2022 году. Падение числа застрахованных лиц между первым и вторым годом национального внедрения, вероятно, вызвано неправильной оплатой регулярных взносов в ОСМС определенными категориями населения. Эффективное стимулирование неформальных работников сделать своевременные взносы является вызовом без существенного затруднения их доступа к медицинским услугам.

Неформальные платежи за медицинские услуги:
Практика неформальных платежей угрожает уровню финансовой защиты, предоставляемой через ГОБМП и ОСМС. Неформальные платежи часто используются пациентами для обхода определенных формальных процедур и/или получения «привилегированного» обслуживания. Введение ОСМС с 2020 года, скорее всего, способствует снижению практики неформальных платежей со временем, однако пока не ясно, каков будет его влияние в непосредственной перспективе.

Необходимо отметить, что с распространением подходов «частной медицины», значительно размыты границы между формальными и неформальными платежами. Так, если

Ограниченная географическая доступность медицинских учреждений:
Одним из основных вызовов, с которым сталкивается здравоохранение Казахстана, является значительный разрыв в доступности медицинских услуг между сельскими и городскими районами. Ограниченная доступность профильных специалистов часто заставляет жителей отдаленных сельских общин путешествовать на большие расстояния, чтобы получить консультацию и лечение во вторичных и третичных медицинских учреждениях. Это приводит к дополнительным финансовым затратам для пациентов (связанные с поездками, проживанием, пропущенными днями работы, неформальными и дополнительными платежами для доступа к услугам вторичного уровня без официального направления и т. д.), что фактически делает бесплатную медицину для сельского жителя довольно затратным мероприятием.

Проблема неясной границы между формальными и неформальными платежами: В настоящее время как частные, так и государственные медицинские учреждения имеют право взимать плату за услуги вне государственной системы медицинского обслуживания. Введение системы собственного участия сделало границу между официальными платежами и неофициальными платежами неясной, по крайней мере, в том случае, если последние основаны на соглашении о предоставлении услуг желаемого качества. Пациенты обычно считают неформальные денежные платежи необходимой или даже правильной наградой за профессиональный медицинский уход, если они осуществляются с предварительным взаимным согласием. Даже если они осуществляются вне официальных каналов, такие платежи не рассматриваются как неправильные или смущающие.

С процессом приватизации системы здравоохранения пациенты перемещаются между государственным и частным сектором, стремясь получить адекватные услуги, соответствующие их финансовому (и географическому) положению. Есть способы получить быстрее и лучше услуги как в государственном, так и в частном секторе, а также официально и неофициально. Пациенты могут посещать частные клиники и оплачивать консультацию; выбирать «платное отделение» государственных больниц, где доступны услуги более высокого качества за плату; или совершать прямые неофициальные платежи врачу, который гарантирует лучшее лечение.

Получение незаконных услуг: В Казахстане принципы рыночной экономики проникли практически во все аспекты повседневной жизни, настолько, что обычные люди могут получить различные преимущества, на которые они не имеют права. По неофициальным данным, справки о болезни можно приобрести за деньги в некоторых клиниках. Студенты посещают эти клиники и покупают справку, чтобы оправдать свое отсутствие на занятиях. Те, у кого плохая успеваемость, могут избежать отчисления из университета по причине серьезной болезни, представив документы, указывающие на то, что их болезнь требует длительного лечения. Работающие взрослые также покупают справки о болезни, чтобы взять отпуск, особенно когда трудно взять отпуск на работе.

Краткая история развития ПМСП в Казахстане

История развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан

Период 1990–2004 годы

В период с 1990 по 2004 годы в Казахстане был внедрен подход ПМСП на базе семейной медицины. ПМСП стала ключевым звеном в системе здравоохранения, где пациент получает скоординированную и доступную помощь при первом контакте с медицинскими услугами. Это позволило снизить спрос на затратные услуги узкопрофильной и специализированной помощи. Было внедрено подушевое финансирование.

Период 2005–2010 годы

Введение принципов семейной медицины было усилено изменениями в сфере финансирования. Была обоснована необходимость применения двухкомпонентного подхода подушевого финансирования с использованием стимулирующих мер. Приоритет по распределению бюджета был поставлен на услуги ПМСП.

Период 2011–2015 годы

Реализована государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан», где введены автоматизированные информационные системы и новая модель телемедицины. Бригады ПМСП были расширены для удовлетворения психосоциальных потребностей населения, а также введена двухуровневая система обучения для медсестер.

Период 2016–2020 годы

В период реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» ПМСП стала ориентироваться на нужды человека и обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения. Многопрофильный подход к ПМСП был усилен, а также внедрена программа управления заболеваниями и национальная скрининговая программа.

Период 2020–настоящее время

Система здравоохранения переходит на работу в условиях конкуренции в связи с внедрением обязательного социального медицинского страхования. Большие перемены произошли в рамках реализации Национального проекта «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация»». Приоритетным направлением является усиление пропаганды здорового образа жизни и повышение грамотности населения по вопросам здоровья.

Таким образом, подход Казахстана к реформированию системы первичной медико-санитарной помощи за последние двадцать лет показывает свои результаты в переходе к комплексной человеко-центрированной модели оказания ПМСП.

Что сказал Президент про здравоохранение Казахстана:

  • 7 февраля 2024 года на расширенном заседании Правительства: Пятый год действует ОСМС, бюджет отрасли вырос вдвое, существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит. Имеет место неэффективное использование ресурсов, нужно взять на жёсткий контроль функционирование системы медстрахования, данный инструмент должен быть простым и понятным. Необходимо сформировать единый пакет медицинской помощи, который будет состоять из базовой части, гарантированной государством, и страховой, формируемой за счёт отчислений работодателей и самих граждан. Следует повысить ответственность местных исполнительных органов. За отдельные категории уязвимых слоёв населения отчисления в систему медстрахования должны производиться из местного бюджет. В рамках реализации национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения» из запланированных 655 объектов сданы в эксплуатацию только 85